Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Помог ли Вам сайт TECHNOLOGY?
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Экономика

Домохозяйства – один из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики.

Выполнение домохозяйствами функций обеспечения необходимого потребительского спроса – первое и необходимое условие создания предпосылок для запуска рыночного механизма. Сбережения домохозяйств, при условии их связи с рынком капитала, обеспечивают решение проблемы его накопления, столь необходимого для оживления инвестиционной деятельности в трансформирующейся экономике.

Важна роль домохозяйств и как субъектов предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской способности. Домохозяйство может рассматриваться как определенная форма для реализации преобразования собственности на свою личность и свои способности членов домохозяйства в человеческий капитал.

Семья и домохозяйство – основные звенья цепи создания и накопления человеческого капитала (включая этапы формирования, производства и реализации).

Важная роль в развитии рыночных отношений отводится домохозяйствам и в связи с налаживанием семейного бизнеса. Последнее предполагает наличие ресурсов, достаточного стартового семейного капитала; определенной квалификации; определение рыночной ниши и т.д. От благоприятного сочетания этих факторов зависит успех семейного бизнеса, а следовательно, и возможности домохозяйств «включиться» в рыночные отношения в качестве конкурентоспособных хозяйственных единиц.

Одна из важнейших предпосылок формирования конкурентного рынка – наличие у домохозяйств доходно-имущественного потенциала (богатства). Богатство домохозяйств включает:

– недвижимость – земельный участок, все разновидности зданий и сооружений (приватизированная квартира, дача, дом, гараж и пр.);

– капитальные активы – техника и машины производственного назначения, оборудование и инструменты, рабочий скот;

– финансовые активы – денежные вклады, облигации, акции, страховые полисы, наличная валюта, драгоценности и антиквариат;

– имущество – современные товары длительного пользования.

Таким образом, богатство домохозяйств обуславливает экономическую и социокультурную активность индивидов, придавая импульс динамичного развития рыночной экономике в целом, и семейной в частности.

Семейная экономика

Семейная экономика – важная характеристика домохозяйства (производственное переплетено с личным, экономическое с социальным).

Важные характеристики семейной экономики:

1)   неизмеримая экономика (бюджет времени, бюджет ресурсов). Как оценить продукт труда, не предназначенный на продажу (альтернативная стоимость или рыночная стоимость);

2)   субстантивная экономика. Принцип «безопасность превыше всего» направлен на минимизацию риска. Семья выступает как социальный амортизатор – перераспределение дохода, добровольное финансирование;

3)   моральная экономика (переплетение рационального с нерациональным; традиционного и нового);

4)   неформальная экономика.

Структура семейной экономики разделяется в зависимости от поведения членов семьи и разделения труда в семье:

1)   традиционная модель трудовой зависимости – женская рыночная занятость вторична по отношению к мужской и не затрагивает домашних обязанностей женщин;

2)   эгалитарная модель адаптивного партнерства – при увеличении занятости женщины на рынке труда мужчина берет на себя часть ее домашних обязанностей, балансирует тем самым сравнительную трудовую нагрузку;

3)   переходная модель постепенной адаптации – происходит перераспределение ролей, но с достаточно большим (поколенным) разрывом.

Сруктура домашних хозяйств определяется двумя группами факторов:

1.    Социально-демографическая композиция (число членов, пол, возраст, процент работников в общем хозяйстве).

Композиция домашнего хозяйства – детерминанта в жилищном хозяйстве.

2.    Социально-культурные особенности (образование, клановая при­надлежность, специальные нормы и обычаи).

Современная структура подвергается изменениям:

1)   возрастает доля хозяйств, основанных на нуклеарной семье и одной семейной паре;

2)   сокращается количество крупных домашних хозяйств, обслуживающих большие семьи и группы семей;

3)   увеличивается удельный вес хозяйств, где основным работником и кормильцем является женщина;

4)   все чаще женщины сочетают домашний труд с формой занятости;

5)   снижается уровень формальной занятости малых групп (безработица и удлиненные сроки образования);

6)   усиливается географическая мобильность домашних хозяйств.

Вышеперечисленные особенности функционирования семейной экономики позволяют подробнее рассмотреть особенности деятельности домохозяйств на микро- и макроэкономическом уровне.

Микроэкономические основы поведения домашних хозяйств и семьи на рынке товаров и услуг
Микроэкономический уровень анализа

Микроэкономический анализ предполагает исследование домохо­зяйств как отдельных специфических экономических единиц. Он на­правлен на детальное изучение их трудовых и экономических функций, рыночного поведения, исследование причинно-следственных связей, его определяющих. Особенности микроподхода могут быть охарактери­зованы следующим образом: это изучение поведения домохозяйств как экономических агентов в рыночной системе; это исследование воздей­ствия государства на домохозяйства; это изучение процесса принятия решений домохозяйствами на рынке товаров и услуг и факторов, влия­ющих на их выбор.

При микроэкономическом исследовании домохозяйств анализируется их экономическая активность, экономическое состояние и потенциал, доходно-имущественные характеристики, а также экономические отношения между его членами.

На микроэкономическом уровне принципиально важными являются два варианта рассмотрения домохозяйств: независимое, интегрированное, при котором оба уровня рассматриваются как одинаково важные, взаимосвязанное и взаимозависимое. При интегрированном подходе возможен такой вариант, когда исследования на микроэкономическом уровне в известной мере подчиняются интересам и требованиям макроэкономического описания.

Выполнение домохозяйствами собственных производственно-эко­номических функций, их поведение на рынке товаров и услуг, исследование факторов, влияющих на выбор потребительских структур, – это вопросы микроэкономического уровня анализа. Но ответы на них имеют немаловажное значение для макроэкономики, поскольку экономическое поведение столь массового экономического агента как домохозяйства не может не влиять на состояние экономики в целом.

Поведение потребителя в рыночной экономике

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходным принципом является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т.е. возможности влиять на предложение товара через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов.

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара соответствует прирост общей полезности. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

В микроэкономических моделях предполагается, что домохозяйства при совершении покупок исходят из максимизации полезности. Под полезностью понимается удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги.

В повседневной жизни каждое домохозяйство стремится повысить свою общую полезность. Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждое домохозяйство, приобретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Таким образом, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Теория предельной полезности лежит в основе построения кривых индивидуального спроса. Метод исследования спроса отдельного потребителя или домохозяйства с помощью кривых безразличия основан на геометрическом совмещении двух типов кривых – бюджетной линии и кривых безразличия.

Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский (качественный) подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия.

Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя). Оно достигается, когда отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны (рис. 1).

Рис. 1. Оптимум потребителя

Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений.

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо, и тем, что он отдает в действительности, будет составлять прибыльпотребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость, потребитель имеет проигрыш.

На поведение потребителя в рыночной экономике влияет также асимметричная информация – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не обладают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности, т.е. недостатка информации о вероятных будущих событиях, и риска, характеризующего положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно, какой из них наступит точно. Хотя по отношению к риску все люди делятся на три группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия. Способы минимизации риска следующие:

– страхование;

– стоимость полной информации;

– диверсификация (распределение капитала и/или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой).

Основной момент в потребительском поведении домохозяйств – это принятие ими оптимальных с их точки зрения решений исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

В обычных условиях потребности домохозяйств ограничены из-за нехватки средств в семейном бюджете. Стремление преодолеть ограниченность в семейном бюджете было и остается важнейшим мотивом трудовой деятельности человека. Теория поведения домохозяйств на рынке товаров и услуг ориентируется на наличие таких ограничений. При этом исходят из того, что перед потребителем стоит двойственная задача распределения ограниченного бюджета:

1)   между потреблением и сбережениями;

2)   между огромным разнообразием товаров и массой желаний.