Меню сайта
Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Наш опрос
Помог ли Вам сайт TECHNOLOGY?
Всего ответов: 104
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

КОМПОЗИЦИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

  Под композицией здесь понимается состав и расположение основных частей проектной работы. Не существует жесткого стандарта по выбору композиции пояснительной записки, однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры подобных работ, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Библиографический список (список литературы)

7. Приложения


  Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле приводится полное наименование учебного заведения и соответствующего департамента образования. В среднем поле располагается слово «ПРОЕКТ» с указанием образовательной области, к которому он относится, и ниже дается название проекта, которое проводится без слов «тема» и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности точным и соответствовать его основному содержанию. Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Ниже, после слова «Выполнил:», указываются фамилия, имя, и класс проектанта (в именительном падеже). Затем, после слова «Преподаватель:», указываются фамилия и инициалы преподавателя. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

 

  Содержание помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.


 Введение

Здесь обычно отображаются следующие моменты:

- исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения,

- идея (цель) проекта и ее обоснование,

- содержание конкретных задач,

- планируемый результат,

- межпредметные связи,

- в чем состоит новизна проекта и его актуальность.

 В зависимости от выбранной темы, автор сам решает вопрос о включении тех или иных разделов из приведенного перечня.

Каждый проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы или удовлетворения потребности определенного человека или группы людей. Поэтому следует отметить, для чего или для кого данный проект (изделие) предназначен (т.е. указать идею или цель проекта) и какие из проблем или потребностей будут решены или удовлетворены и (т.е. показать важность выбранной темы для данного момента времени или, иными словами, - обосновать ее актуальность).

После формулировки цели проекта, необходимо указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить ..., описать..., установить ..., выявить ..., спроектировать ... и т п.).

Например:

Спроектировать и изготовить ... (изделие) для ... (человека или группы людей или определенной потребности...)

В планируемом результате проекта можно дать список различных изделий, которые могли бы быть разработаны и сделаны.

В межпредметных связях следует перечислить дисциплины, знания которых необходимы для выполнения данного проекта.


 Основная часть проекта состоит из отдельных глав, имеющих свои индивидуальные названия, и может включать следующие разделы:

- Теоретический,

- Поисковый,

- Технологический,

- Эколого-экономический.

   В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта. Обзор литературы содержит краткую историческую справку, т.е. историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать основательное знакомство учащегося с историческими вопросами, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное, определять - главное в современном состоянии изучаемой темы. При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие источники информации, используемые при составлении исторической справки. Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.

 

 В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям. Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п. Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно. Результатом данного раздела является анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта. В основе выбора могут лежать различные соображения, например:

- насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта изделия;

- достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков для их выполнения;

- требуются ли специальные устройства, оборудование или приспособления, которых не имеется в наличии;

- достаточно ли материалов или финансовых средств для работы;

- достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку и т.п.

 

 Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата.

Он может включать в себя такие подразделы как:

- Конструирование:

- Подбор материалов и оборудования;

- Технология выполнения изделия ( в виде технологической карты, в которой подробно описываются шаги выполнения работы, с указанием инструментов, материалов и способов обработки, а также в виде алгоритма выполнения последовательных этапов работы);

- Оформление готового изделия и другие подразделы.

 


   В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта.

   В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на «изготовление проектируемого изделия». Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономической целесообразности изготовления проектируемою изделия и наличие рынка сбыта.

  Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.

 

  Пояснительная записка завершается заключением. В нем важно указать,

- в чем заключается главный смысл работы,

- какие результаты получены,

- какие удалось решить проблемы (социальные, экологические, экономические технологические и т.п.),

- какие новые знания получены,

- какие «плюсы» и «минусы» существуют в проекте.

  Здесь же, как правило, присутствует самооценка проделанной работы учащимся. Заключительная часть, составленная по такому плану, характеризует глубину изучения темы, показывает уровень знаний и степень осмысления рассмотренных в проекте проблем. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, способы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим проектантам придется решать в первую очередь.

 

    После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.

  Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

  Рекомендуется придерживаться определенного порядка расположения источников в списке. Сначала приводятся источники общегосударственного характера (законы, постановления министерств и ведомств, ГОСТЫ и т.п.), а затем приводится остальная литература, расположенная в алфавитном порядке по первым фамилиям авторов каждого источника.


 Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с номером приложения в круглые скобки, например, (см. Приложение 1).