Русский костюм XIX века
Европейское влияние на костюм аристократии
Прочно став вУвлечение античностью выразилось в начале века в костюме стиля ампир. Современники поэтически сравнивают женские образы с изображениями римских барельефов и этрусских ваз.
В
Эклектика, смешение различных художественных стилей, которое начинается в
Сословный характер одежды
Рис. 1
Россия XIX в. по социальному составу представляет пеструю картину. Столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, примыкают к дворянской аристократии. Провинциальное купечество и мещане отличаются от аристократии своим вкусом и костюмом. Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени.
Сословный характер русского костюмаXIX в. прекрасно передан в известной картине Федотова «Сватовство майора» (рис. 1). Здесь и сваха в яркой кофте мещанки 40-х гг., и отец — купец в долгополом сюртуке, и мать — купчиха в богатом ярком шелковом платье с неизменной шалью на плечах, и служанка в одежде городской простолюдинки, и сама невеста в платье на кринолине из французского шелка, тоже с кружевной шалью.
Сословный характер русского костюма
Рис. 2
Начиная с середины XIX в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции.
Славянофилы, отрицавшие все европейское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них в40-50-е гг. надели русскиерубахи-косоворотки, поддевки, заправляли брюки в сапоги. Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на «русский стиль» в одежде.
Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция: темные ситцевые или полотняные мужские косоворотки, надеваемые поверх брюк с поясом, холщовыеблузы-толстовки. В женском платье отсутствуют ватные прокладки, турнюр заменен небольшой мягкой драпировкой, бантом или концами подобранной туники. Такой костюм мы видим на картине Нестерова «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой» (рис. 2).
Славянофилы, отрицавшие все европейское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них в
Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция: темные ситцевые или полотняные мужские косоворотки, надеваемые поверх брюк с поясом, холщовые
Рис. 3
В последней трети XIX в. формируется и костюм фабричных рабочих. У мужчин — темные косоворотки, опоясанные ремнем или кушаком, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги. У женщин — парочки: сарафан и кофта из одной ткани (рис. 3), головной и наплечный платок, фартук. Праздничная одежда следовала общепринятой моде, но была без турнюров и драпировок на юбке (рис. 3).
Для будничной одежды применялись ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной — недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани.
Для будничной одежды применялись ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной — недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани.